Предмет:
Тип роботи:
Контрольна робота
К-сть сторінок:
18
Мова:
Українська
«Великая разница между самым простым
человеком, познавшим Бога Духом
Святым, и человеком, хотя бы и очень великим,
но не познавшим благодати Святого Духа».
Старец Силуан
Бога можно принять абстрактно, в плане отвлеченного и ни к чему, в общем, не обязывающего деизма, но Церковь абстрактно и при этом искренно принять нельзя. Ее надо реально найти на земле, ее надо ощутить, как ощущают живое тело. Ее надо увидеть в людях... Надо найти людей, которые были бы "малою Церковью"... Люди, которых хоть в малой степени, но совершенно реально коснулось преображение души, это повторение Христовой святости, — доказывают существование Церкви».
Поэтому надо различать видимую, как бы официальную Церковь, в которой объединяются все называющие себя христианами, и истинную, мистическую Церковь, в которую включаются Богом лишь живые, духоносные члены Церкви.
Федр Степанович Колычев – великий деятель своего времени. Филипп был не политиком, не публицистом, а святым - приняв систему и сан митрополита в ней, он просто говорил истину: царь, как и любой человек, не имеет права на жестокость, политическая целесообразность не оправдывает террора и злобной мстительности, убийства даже одного человека.
Иван, который без вины убил тысячи собственных подданных, не выдержал и приказал арестовать Филиппа, устроить над ним показной «церковный» суд, отправил его в заточение и, наконец, приказал задушить. Актуальность данной работы прослеживается в том, что столкновение религии и власти будет вечно важным вопросом, так как государство не может существовать без традиционных конфесий, а память о Филиппе утешает и ободряет всех, кто чувствует себя одиноким и крохотным перед огромной государственно-национальной машиной, кто сомневается в необходимости вслух протестовать, когда она вырабатывает угнетение и ложь.
Филипп молчал, когда был послушником и монахом - и говорил властно, когда руководил огромным строительством, сделавшим Соловецкий монастырь великим архитектурным памятником. Когда же Иван Грозный запрещал Филиппу говорить, святитель отвечал, что молчание того, кто по сану и совести должен свидетельствовать об Истине, может погубить весь мир.
Филипп не подвергал сомнению сложившуюся в Средние века систему, при которой Церковь была под игом государства. Приняв систему и сан митрополита в ней, он просто говорил истину: царь, как и любой человек, не имеет права на жестокость, политическая целесообразность не оправдывает террора и злобной мстительности, убийства даже одного человека. В данной работе мы рассмотрим жизнь и праведные дела Филиппа митрополита Московского и всея Руси.
1. Мирская жизнь Федора Степановича Колычева
Родился Фёдор 11 февраля 1507 года. Он принадлежал к младшей ветви боярского рода Колычёвых. Его отец Степан Иванович (по прозванию Стенстур, дядька младшего сына великого князя Василия III — угличского князя Юрия) готовил сына к государевой службе, мать Варвара (в иночестве Варсонофия) воспитывала его в духе христианского благочестия. Фёдор обучался грамоте по книгам Священного Писания, а также владению оружием, верховой езде и другим воинским навыкам. До 30 лет он находился при великокняжеском дворе Василия III, снискав симпатии молодого Ивана IV (по другой версии Фёдор был взят на службу в возрасте 26 лет уже после смерти великого князя Василия ко двору его сына Ивана, находившегося под опекой боярской комиссии).
В 1537 году родственники Фёдора встали на сторону старицкого князя Андрея Ивановича, поднявшего в Новгороде бунт против Елены Глинской. Род Колычевых подвергся опале: дядя Фёдора, Иван Умной-Колычев, попал в тюрьму, его троюродные братья Андрей Иванович и Гаврила Владимирович были биты кнутом и казнены. После этого Фёдор тайно покинул Москву. Уход из Москвы мог быть вызван опасением за жизнь, но его житие (составленное в конце XVI века) придаёт бегству мотив религиозного прозрения: «...случилось ему, по особому Божиему промышлению, призревшему на него, войти в церковь во время совершения Божественной Литургии. Здесь он услышал слова Евангелия: «Никто не может служить двум господам». Поражённый этими словами, он размышлял в себе, что эти слова относятся и к нему, и решился оставить мирскую жизнь..» - Димитрий Ростовский. Жития святых. 9 января. К 30 годам Фёдор ещё не был женат. Это может свидетельствовать о том, что он и ранее имел склонность к монашеству, а сложная жизненная ситуация только ускорила принятие решения уйти от мира.
2. Филипп и Соловецкий монастырь
Не попрощавшись с родными, в одежде простолюдина, Фёдор ушёл из Москвы и направился на север. Год он служил пастухом у крестьянина Субботы в деревне Хижи у Онежского озера. Затем перебрался на Соловецкие острова в Соловецкий монастырь, где был принят послушником. После полутора лет послушания игумен Алексий (Юренев) постриг его в монашество с именем Филипп. Духовным наставником Филиппа стал старец Иона Шамин, ученик преподобного Александра Свирского.
В 1548 году соловецкий игумен Алексий по старости сложил с себя сан, предложив монастырскому собору в качестве своего преемника Филиппа, который к этому времени прожил в монастыре около 8 лет. Решением собора Филипп был избран игуменом и возведён в сан новгородским архиепископом Феодосием. При нём монастырь следовал общежительному уставу. Филипп проявил себя как грамотный хозяйственный администратор: утроил сеть каналов между многочисленными озёрами на острове, поставил на