Предмет:
Тип роботи:
Реферат
К-сть сторінок:
9
Мова:
Русский
Представительная (законодательная) власть в федеративных государствах осуществляется как на уровне федерации, так и на уровне ее субъектов. Поэтому для раскрытия особенностей ее содержания важное значение приобретает вопрос о сути федеративных отношений в таких государствах, а следовательно, о сути государственной (в том числе и представительной) власти в федеративных государствах и ее взаимодействии с властью в субъектах федерации.
Как отмечал Т. Джефферсон, важным принципом осуществления власти в федеративном государстве является принцип ее распределения между центром и субъектами, составляющими федерацию: «Только благодаря последовательному разделению ответственности, нисходящей от общей к частной, можно наилучшим образом обеспечить руководство выполнением массы людских дел для всеобщего блага и процветания» Американские исследователи концепцию федерализма описывают следующим образом: «Каждая единица правления действует в соответствии с условиями и сроками, определенными в конституции, которая служит правовой основой хартии, закрепляющей разделение и распределение полномочий в своей единице правления Определение в конституции полномочий и условий их осуществления происходит в результате принятия конституционных решений: тот, кто осуществляет полномочия правления, не имеет власти устанавливать или изменять условия, закрепленные в конституции . Ключевой признак демократии по сути заключается в том, что народ через процессы принятия конституционных решений контролирует разделение и распределение властных полномочий посредством конституционно-правовых механизмов».
Принципиально важным в теории и практике становления и развития федерализма (применительно к рассматриваемому вопросу) является вывод о том, что федерализм — это «конституционный принцип разделения государственной власти, принадлежащей народу, по вертикали, при котором каждый уровень государственной власти имеет строго определенный, взаимосвязанный и ограничивающий друг друга объем властных полномочий».
Практика федеративного строительства государств, имеющих многолетний опыт становления и развития федерации как формы государственного устройства, позволяет сделать вывод о том, что федерализм как государственно-правовое явление создает такую форму государственного устройства, при которой власть распределяется по вертикали (федеральная, субъектов и местная) с четко определенными предметами ведения и полномочиями, позволяющими наиболее полно реализовать специфические особенности составляющих ее частей при сохранении единства и целостности государства.
Нельзя не согласиться с мнением о том, что федерализм — это государственно-правовое явление, государственно-правовой институт, составная часть государственно-правового развития . У этого явления есть свои социально-экономические, этические, национальные и другие аспекты . Главным же является тот факт, что федерализм — это комплексное явление, основанное на синтезе многих общественных отношений, но сущностное его проявление (внешнее выражение) имеет государственно-правовую природу и связано, прежде всего, с организацией и практической реализацией государственной власти.
В современном мире существует более двадцати федеративных государств, расположенных на разных континентах: в Европе, Азии, Америке, Океании и др .
При этом федерация всегда состоит не просто из сообществ разного рода, а из территориально-политических образований особого характера, в которых (как правило) есть свои парламенты (законодательные собрания), существует свое правительство или иная администрация, иногда (очень редко) есть своя система судов (США). Субъекты федерации могут принимать свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральными органами
Необходимо отметить, что субъекты федерации, не обладая государственным суверенитетом, вместе с тем осуществляют государственную власть. Это закреплено во многих конституциях, об этом свидетельствуют и соответствующие атрибуты власти Государственная власть субъектов федерации имеет самостоятельный характер, это проявляется при решении вопросов, относящихся к исключительной компетенции субъекта (так называемые «остаточные» полномочия)
В данном случае верховенство имеет закон субъекта федерации. До определенной степени субъект федерации самостоятелен и в области совместной компетенции, которая предусматривается в конституциях в соответствии с господствующей концепцией кооперативного федерализма. Если отношения в этой сфере не урегулированы федеральным законом, субъект федерации вправе регламентировать их самостоятельно (исходя, конечно, из общих принципов федеральной конституции и своего Основного Закона, если таковой имеется) Это означает, что государственная власть субъекта распространяется не только на его территорию, но и на некоторые вопросы федерального значения Об этом свидетельствует и то, что в парламенте федерации почти всегда существует составленная из представителей ее субъектов верхняя палата (там, где ее нет, предусмотрена особая резервированная норма представительства субъектов в однопалатном парламенте) . Без этой палаты, как правило, нельзя принять федеральный закон, действующий на всей территории федерации.
Некоторые внешнеполитические вопросы федерация может решать только с согласия ее субъектов (особенно, если они затрагивают интересы того или иного субъекта); существует также множество форм координации деятельности федерации и субъектов: периодические совещания премьер-министров в ряде федераций, совещания главы государства, губернаторов и другие
Субъекты федерации, представленные во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов, имеют в этой палате или равное представительство, независимо от численности населения (по два сенатора от каждого штата в США, по три — в Бразилии, по два — в России), или неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не пропорционально ему (например, от 3 до 6 представителей от каждой земли в Германии).
Однако не следует забывать о том, что две равные по своим полномочиям государственные власти на одной территории существовать не могут Тезис о «равенстве властей» неизбежно ведет к острым коллизиям, неуправляемости обществом, а иногда и к вооруженному противоборству. Следовательно, возникает необходимость в иерархии «государственных властей» . Одна из них — власть федерации — приобретает верховный характер, государственная власть субъекта — подчиненный и ограниченный, что, как правило, закреплено